ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

  Визитная карточка Восточного учебного округа
  Новости
  Управление
  Отделы управления
  Сеть образовательных учреждений округа
  Руководителям образовательных учреждений
  Родителям
  Обучающимся
  Единый государственный экзамен
  Дополнительное образование
  Управы и муниципалитеты районов
  Полезные ссылки




Вы наш

посетитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дизайн: А.Панферов, 2006-2010.

Сделать страницу стартовой
Добавить страницу в избранное

Роль предметной наглядности

05.02.2019

Изменяется в старших классах и роль предметной наглядности. Не составляя целостной картины исторического прошлого, эти вещественные памятники, археологические находки, следы прошлого могут служить лишь материалом для воссоздания такой картины. Этот синтез достигается нередко в результате длительного и кропотливого научного исследования. В условиях школьного преподавания, которое не занимается научными исследованиями, а лишь доводит результаты этих исследований до учащихся в доступной для них форме, воссоздание цельной картины прошлого на основании его вещественных следов достигается силой живого слова учителя при участии синтезирующего воображения самих учащихся. Лоскутья полуистлевшей ткани, источенные ржавчиной мечи и кольчуги, пробитые шлемы — из этих фрагментов должен быть создан образ воина XII в. в полном вооружении.

Способность к такой синтезирующей работе мышления и воображения у старшего школьника развита значительно сильнее, чем у учащихся V—VII классов. Поэтому предметная наглядность в виде разрозненных, фрагментарных материальных элементов доступнее его восприятию и представляет значительно большую познавательную ценность, чем для младшего школьника. Он сумеет извлечь из этого материала немало сведений и впечатлений. Старшего школьника особенно привлекает в этих памятниках их подлинность. Ваш ребенок только пойдет в первый класс? Подготовка к школе в образовательном центре Лучик поможет ему адаптироваться и быстрее включиться в образовательный процесс.

Если ученик V класса при посещении музея охотнее всего остановится возле макета или модели — словом возле целостной реконструкции прошлого, оставив без внимания подлинные, но плохо сохранившиеся объекты («Черепки какие-то!»), то старшему школьнику куда больше импонирует ржавая кольчуга, но зато подлинная, IX в., найденная при каких-то обстоятельствах («Обязательно записать в блокнот!»).

Созерцая подлинные памятники прошлого, старший школьник способен почувствовать колорит эпохи, пережить своеобразное ощущение «седой старины», глубже оценить красоту памятников древнего искусства. Его исторические интересы значительно серьезнее и шире, чем интересы подростка. Его интересуют не только памятники военного прошлого или необычайные сокровища, вроде гробницы Тутанхамона; он полон интереса к быту и нравам людей прежних времен, к памятникам, дающим представление о хозяйственной жизни и общественных отношениях, к реликвиям, повествующим о судьбах замечательных людей, к памятникам искусства, науки и техники. В силу всех этих особенностей умственного и нравственного развития старшего школьника значительно возрастает роль предметной наглядности в преподавании истории в старших классах.